Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для организации образовательной деятельности для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ д/с "Василек" функционирует 1 группа общеразвивающей направленности, 1 группа комбинированной направленности.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении группы общеразвивающей направленности для детей 1,5 - 3 лет учитывается, что ребенок-инвалид плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитает стабильность, поэтому расположение мебели и количество развивающих модулей в группе меняется редко. Для двоих детей -инвалидов, посещающих группу комбинированной направленности для детей 4-5 лет оборудован уголок сенсорного развития, в котором размещены игры, пособия для развития мелкой моторики и ориентации в пространстве, имеется оборудование для развития моторной сферы. Для формирования сенсорных способностей в групповом помещении есть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек. Также, в каждом групповом уголке имеются игры, пособия, подобранные для разностороннего развития детей - инвалидов.
Кабинет педагога-психолога предназначен для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с ОВЗ, детьми - инвалидами, диагностического обследования детей, индивидуальной работы с родителями (законными представителями) детей, работы с педагогами МАДОУ д/с "Василек". Кабинет оснащен диагностическим, методическим материалом и учебно-наглядными пособиями. Организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе комбинированной направленности и кабинете учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, что каждый ребенок имеет возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.
Объекты для проведения практических занятий
В МАДОУ д/с "Василек" оборудованы следующие помещения для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: музыкальный зал совмещенный с физкультурным, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя - логопеда.
В МАДОУ д/с "Василек" оборудованы следующие объекты для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, расположенными на территории: прогулочные веранды, спортивная площадка, Тропа здоровья, огород.
Библиотека
Библиотечный фонд дошкольного образовательного учреждения укомплектован печатными учебными изданиями, электронными учебными изданиями, методическими изданиями, периодическими изданиями. Библиотека МАДОУ д/с "Василек" оборудована в методическом кабинете.
Спортивные объекты
Для обеспечения разнообразной двигательной активности воспитанников в МАДОУ д/с "Василек" оборудованы и функционируют следующие объекты спорта, предназначенные для проведения занятий с детьми, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:
1. Физкультурный зал, совмещённый с музыкальным. Физкультурный зал предназначен для проведения утренней зарядки, занятий физической культурой с детьми, в том числе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ; для проведения спортивных праздников, развлечений всех возрастных группах, в том числе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ; для проведения спортивных соревнований с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
Физкультурный зал оснащен мебелью, соответствующей требованиям, установленным техническими регламентами.
Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, занятий физической культурой и спортивных развлечений используется музыкальное сопровождение. Детские песни и мелодии обновляются для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка. В физкультурном зале имеется стандартное и нестандартное спортивное оборудование.
2. Спортивная площадка. На территории МАДОУ д/с "Василек" располагается спортивная площадка, способствующая полноценному физическому развитию, укреплению здоровья ребенка и содействию всестороннего развития его личности. Спортивная площадка предназначена для проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
3. Физкультурные уголки. В группах оборудованы физкультурные уголки для проведения оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе, в том числе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ; развития двигательной активности и физических качеств детей, расширения индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности, формирования у детей, в том числе у детей – инвалидов и детей с ОВЗ осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Средства обучения и воспитания
Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками), в том числе и с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ в МАДОУ д/с "Василек" используются различные средства обучения и воспитания. Согласно п.26.ст.2 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно - коммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Все объекты МАДОУ д/с "Василек" для проведения практических занятий с обучающимися (воспитанниками), детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (игры, учебные пособия, игрушки);
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.);
- учебно-наглядными пособиями (плакаты, картинки и другое);
- музыкальными инструментами (металлофонами, треугольники, трещотки, колокольчики и др.);
- техническими средствами обучения (магнитофоны и др.);
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) (книги, энциклопедии и др.).
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
В МАДОУ д/с "Василек" имеется музыкальный/физкультурный зал, кабинет педагога- психолога, кабинет учителя-логопеда, которые оборудованы всем необходимым материалом и оборудованием, в том числе для детей – инвалидов и детей с ОВЗ. В музыкальном зале есть проектор, экран, музыкальный центр, домашняя аудиосистема, пианино, микрофоны, декорации, детские музыкальные инструменты, костюмы. В этом же зале есть мячи, обручи, скакалки, а также остальное спортивное оборудование. В кабинете педагога - психолога имеются дидактические и наглядные пособия, игры, игровое оборудование. В кабинете учителя -логопеда имеется все необходимое оборудование, дидактические и наглядные пособия для работы по исправлению речевых нарушений.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Состояние доступности основных структурно- функциональных зон: доступно- частично избирательно.
В МАДОУ д/с "Василек" созданы условия для доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
— при входе на территорию МАДОУ д/с "Василек" расположена кнопка домофона;
— имеется возможность самостоятельного передвижения по территории образовательной организации, в том числе с помощью работника (уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями);
— при входе в МАДОУ д/с "Василек" и выходе из него имеется возможность оказания содействия с помощью работника – уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
— при входе в МАДОУ д/с "Василек" имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
— официальный сайт МАДОУ д/с "Василек" адаптирован для лиц с нарушением зрения.
В соответствии с Паспортом доступности МАДОУ д/с "Василек" для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, сроки и объемы работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствии с требованиями законодательства запланированы до 2027 года.
Специальные условия питания
Одним из факторов, обеспечивающих гармоничный рост, полноценное физическое и нервное развитие детского организма, устойчивость к действию инфекций и других неблагоприятных воздействий окружающей среды является организация рационального питания в ДОУ.
Основными принципами питания в детском саду являются:
-обеспечение достаточного поступления всех питательных веществ;
-соблюдение режима питания;
-выполнение правил технологии приготовления блюд.
Составлено 10-дневное меню, разработанное с учетом физиологических потребностей детей в калорийности и пищевых веществах. Также имеется картотека блюд с разработанными технологическими картами, позволяющими выдерживать все требования к приготовлению разнообразных детских блюд. МАДОУ д/с "Василек" посещают дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которые не имеют ограничений в питании, соответственно разработанное 10-дневное меню соответствует их потребностям.
Питание организовано четырехразовое, в соответствии с примерным цикличным меню и технологией приготовления пищи. Проводится витаминизация 3-го блюда.
При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. Завтрак составляет 20% суточной калорийности, 2-ой завтрак -5%, обед 35%, полдник 15%. Важно правильное распределение различных продуктов в течение суток. В течение года между завтраком и обедом дети получают соки, фрукты. В еженедельный рацион питания включены фрукты, овощи, мясо, рыба и творог. В организации питания ребенка раннего и дошкольного возраста большое значение имеет соблюдение определенного режима, что обеспечивает лучшее сохранение аппетита. Выдача готовой пищи с пищеблока и прием пищи в группе осуществляется согласно режиму дня. Перед раздачей пищи в группы бракеражная комиссия снимает пробу. Ежедневно проверяется качество поставляемых продуктов, осуществляется контроль за сроками реализации и правильностью их хранения.
В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной окружающей обстановки в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.
В детском саду организован питьевой режим, используется кипяченная питьевая вода.
Питание детей в детском саду организовано в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
Специальные условия охраны здоровья
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма - одно из ведущих направлений деятельности учреждения. В детском саду созданы благоприятные условия для реализации данного направления. Имеется физкультурный зал, спортивная площадка, уголки здоровья и физкультурные уголки в каждой возрастной группе оснащены всем необходимым оборудованием для развития двигательной активности детей, профилактики плоскостопия, нарушения осанки.
В группах имеется здоровьесберегающее оборудование (зрительные тренажеры, массажные мячи, бактерицидные лампы).
В здании детского сада на 1 этаже располагается медицинский кабинет: площадь медицинского кабинета - 7,2 кв.м., процедурного- 6,7 кв.м., изолятора- 5 кв.м. Медицинский кабинет оборудован в соответствии с СанПиН. Все оборудование медицинского кабинета передано в безвозмездное пользование ГБУЗ "Тоцкая РБ". Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется медицинским персоналом учреждения здравоохранения (ГБУЗ "Тоцкая РБ"), на основании заключенного договора.
На основании медицинских обследований детей узкими специалистами, опросов родителей, медицинским работником воспитанники определяются в группы здоровья, подготавливаются рекомендации для инструктора по физической культуре, педагогов по проведению физкультурно - оздоровительной работы. Регулярно воспитателями проводится анкетирование родителей по различным вопросам (о состоянии здоровья детей, формах взаимодействия детского сада и семьи по снижению заболеваемости и др.).
Профилактические меры по снижению заболеваемости у детей:
-соблюдение режима дня;
-ежедневные прогулки;
-снятие умственной усталости во время занятий (физминутки, релаксационные паузы, массаж ушных раковин);
-комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения, плоскостопия, осанки; -наличие в групповых помещениях здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, бактерицидные лампы);
-дыхательная гимнастика;
-С-витаминизация;
-ежедневное употребление салатов из свежих овощей, фруктов, сока;
-организация теплового и воздушного режима помещения;
-утренняя гимнастика;
-корригирующая гимнастика;
-физкультурные занятия;
-закаливание (сон без пижам, ходьба босиком, обширное умывание, оптимальный двигательный режим);
-в холодное время ходьба по массажным коврикам, в теплое время по Тропе здоровья; -мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ (употребление фитонцидов);
-использование в работе современных здоровьесберегающих технологий;
-вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой.
Педагоги дошкольного учреждения осуществляют тесное взаимодействие с семьями воспитанников по всем вопросам оздоровления детей, проводят совместные мероприятия с родителями, индивидуальное консультирование родителей. В каждой возрастной группе имеются информационные стенды, в которых периодически размещается информация о проблемах сохранения и укрепления здоровья, организации и ведении здорового образа жизни. Широко используются возможности сайта дошкольного учреждения.
Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных природных факторов была организована «Тропа здоровья».
Цель «Тропы здоровья»: проведение профилактики и коррекции здоровья детей дошкольного возраста в игровой форме.
Основными задачами организации «Тропы здоровья» являются:
профилактика плоскостопия;
улучшение координации движения;
улучшение функций сердечно¬сосудистой и дыхательной систем;
повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
улучшение эмоционально¬-психического состояния детей;
приобщение детей к здоровому образу жизни.
«Тропы здоровья» имеют разные покрытия:
песок;
керамзит;
пластиковые трубы;
березовые бревна;
камни-голыши;
речная галька;
тонкие прутики;
искусственная трава;
пластмассовые пробки;
мягкая искусственная трава;
шишки;
керамическая мозаика;
донышки цветных пластмассовых бутылок;
Большая часть поверхности «Тропы здоровья» представляет собой травяной покров. На ней используется различное оборудование:
спортивное (рукоход, бум разновысокий, дуги для подлезания, пеньки, газон и др.);
игровое (туристическая палатка, кострище, бассейн);
нетрадиционное (сделанное руками педагогов и родителей).
Медицинское обслуживание детей,в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет медицинская сестра.
Доступ к информационным системам
В МАДОУ д/с "Василек" с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества создано единое информационное пространство.
Имеется следующее оборудование:
-электронная почта;
-3 сетевых точки выхода в Интернет;
-разработан и действует сайт ДОУ.
Доступ к информации для всех категорий граждан, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ, представленной на официальном сайте МАДОУ д/с "Василек" обеспечен наличием версии для слабовидящих.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет со скоростью 10 Мбит/сек по безлимитному тарифному плану. Оказание данных услуг осуществляет провайдер ПАО «Ростелеком».
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.
Специальные технические средства обучения
Для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве специальных технических средств обучения используются световые столы- планшеты для работы с песком
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МАДОУ д/с "Василек" отсутствуют.